Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Влияние кризиса на разработку программного обеспечения.


Бизнесмены многих иностранных предприятий выбирают IT-аутсорсинг в качестве меры по борьбе с кризисом. Порой эта схема позволяет сократить издержки в разы. IT-компании в срочном порядке делают ставку на это направление бизнеса. Но прогнозировать, что рост рынка IT-аутсорсинга превысит докризисные прогнозы, пока рано.

Вопреки прогнозам, IT-компании подверглись не менее серьезному влиянию кризиса, чем представители других видов бизнеса. Многие потеряли крупные заказы, кто-то и вовсе свернул целые направления деятельности, абсолютно все страдают от задержек с оплатой счетов даже за выполненные проекты.

Основным ресурсом для любой компании, занимающейся разработкой программного продукта, является наличие портфеля заказов, достаточного для бесперебойной работы компании и получения стабильной прибыли. Отсутствие клиентов и заказчиков, их отказ от дальнейшего сотрудничества или уход - частое явление для таких компаний в период кризиса.

Каждый руководитель сталкивается с уходами клиентов, на которые сложно влиять, с существенным осложнением кредитования, вплоть до невозможного в некоторых сферах и некоторых компаниях, с необходимостью менять стратегические планы, настроенные на экономический рост. Мировой финансовый кризис заставляет многие компании забыть о перспективах, искать пути выхода и отвечать на любимый русский вопрос: что делать?

Первое, что вынуждает сделать финансовый кризис - снизить затраты.

Однако в копаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, возможностей для снижения затрат намного меньше, чем на предприятиях промышленного профиля. Снижение затрат в период экономического кризиса в большинстве случаев идет за счет двух сфер: персонал и реклама.

Финансовый кризис заставляет компании всего мира сокращать зарплаты, штат сотрудников, привилегии и рекламные бюджеты. Цель сокращения затрат понятна всем: преодоление кризиса требует формирования финансовых подушек, которые в период экономического роста многими игнорировались, потому что деньги шли в развитие.

Вторая мера при экономическом кризисе - это переформирование клиентской базы. Однако в период кризиса сложно не столько найти нового клиента, сколько удержать старых.

Лучший способ привлечения клиентов - реклама. Например компания «Интетикс Бел» активно участвует в международных конференциях, выставках, посвященных разработке программного обеспечения, также принимает активное участие в различных конкурсах, рейтингах и др. Все это делается, чтобы доказать высокий уровень профессионализма и качества продукции, выпускаемой в компании. Недаром, в 2008, и 2009 г. компания попала в рейтинг Top100 мировых аутсорсеров.

Очень важно активно использовать интернет для продвижения своей продукции и для саморекламы. В 2009 г. обновился сайт компании http://intetics.com. На сайте можно найти всю интересующую информацию о компании, способах разработки программного обеспечения, возможностях компании, можно увидеть готовые работы, познакомиться с сотрудниками. Сегодня интернет реклама более эффективна за счет своей гибкости. Существуют новые системы контекстной рекламы, которые показывают пользователям только те рекламные акции, которые могут его заинтересовать.

Для преодоления кризисных явлений многие компании прибегают к помощи со стороны государства. Эта помощь заключается в создании благоприятных условий для разработчиков программного обеспечения путем снижения налоговой нагрузки и прочих льгот. Примером может служить создание Парка высоких технологий (ПВТ).

Например Белорусский Парк высоких технологий (ПВТ) был создан в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №12 от 22 сентября 2005 г. Цель проекта ПВТ - создать в стране благоприятные условия для развития индустрии экспортно-ориентированного программирования, развития иных экспортных производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также для концентрации кадрового, научно-производственного и инвестиционно-финансового потенциала. Идея создания белорусского аналога «Силиконовой долины» начала обсуждаться в 2004 г. Декрет №12 «О Парке высоких технологий» был подписан Президентом Республики Беларусь 22 сентября 2005 г. В соответствии с декретом Президента, резиденты Парка освобождаются от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, налога на прибыль и НДС по оборотам от реализации такой продукции. Положением декрета предусмотрены определенные преференции и в части уплаты подоходного налога. Кроме того, резидентам Парка предоставляется право производить уплату обязательных страховых взносов в уменьшенном размере. По этим и другим социально-экономическим и правовым положениям условия деятельности в белорусском Парке высоких технологий превосходят условия в подобных образованиях многих стран мира, включая страны Восточной Европы, Россию, Китай и др.

Резидентами ПВТ могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели из Беларуси, осуществляющие анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем, ведущие деятельность по обработке данных, занимающиеся фундаментальными и прикладными исследованиями, экспериментальными разработками в области естественных и технических наук и планирующие реализовывать результаты таких исследований и разработок.

По оценке премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского создание Парка высоких технологий позволит уже через три-четыре года производить программной продукции на сумму 350 млн. долл. США в год и задействовать в этой сфере порядка 15 тыс. чел. При этом доля информационных технологий в ВВП составит более 4%. По оценкам специалистов, в настоящее время на экспорт из Беларуси ежегодно поставляется информационного продукта на сумму от 50 до 100 млн. долл. США (менее 1% ВВП).

По информации на 5 ноября 2009 г., за девять месяцев 2009 г. компаниями-резидентами белорусского Парка высоких технологий произведено программных продуктов на сумму 247,9 млрд. р. (~90 млн. долл. США в эквиваленте). По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом темп роста выручки от производства ПО составил 152%. Доля экспорта в общем объеме производства составляет 80%. Резиденты ПВТ продолжают удерживать свои позиции на высокотехнологичных рынках Северной Америки и Западной Европы.

Как отметили в администрации ПВТ, основной объем разработки экспортного ПО пришелся на сектор телекоммуникаций, транспортную отрасль и предприятия розничной торговли. Белорусское программное обеспечение поставляется в 44 страны мира; 41% экспорта приходится на страны Северной Америки, 32% - Западной Европы, 20% - на страны СНГ.

По состоянию на 1 октября 2009 г. в Парке высоких технологий было зарегистрировано 72 компании-резидента.

В целом можно сказать, что государство весьма заинтересовано в развитии сектора информационных технологий внутри страны, поскольку именно этот сектор обладает рядом преимуществ, которые особо выгодны для нашей страны:

1) Отсутствие необходимости в сырье для деятельности. Главный ресурс в данной сфере - умственный труд сотрудников. Наша страна обладает хорошей базой для подготовки таких сотрудников (университеты, а также крупные компании, проводящие обучение сотрудников за свой счет с последующим трудоустройством).

2) Экспортоориентированность отрасли - основными потребителями и клиентами белорусских компаний, работающих в сфере информационных технологий, являются европейские страны и страны Северной Америки. Это дает существенные валютные вливания в экономику (около 330 млн. долл. США в 2008 г.).

3) Новые рабочие места. Сегодня в сфере информационных технологий занято более 10 тыс. чел.